...

Водонапорная башня ж/д станции Киров

Кировская область, железнодорожная станция Киров
Год постройки: 1936
Архитектор: Типовой проект А. А. Рожновский
Стиль: Другое
Продукция: Другое
Статус: Не эксплуатируется

Башня находится на территории локомотивного депо «Киров-Вятка» (ТЧР-33 Гор. ж. д.).

Это образец водонапорной башни Рожновского ранней постройки. Антон Александрович Рожновский создал конструкцию водонапорной башни из металла 1936 году. Главное преимущество его изобретения состоит в том, что до того подобные башни делали из кирпичей, на что уходило примерно полгода, а здесь предлагалось использовать металлические детали заводского изготовления, из которых собиралось гидротехническое сооружение. При этом монтаж осуществляется на строительной площадке за короткое время.

Кроме того, “башня Рожновского” не требовала устройства обогревающей системы, для которой использовалось дизельное топливо, что в предвоенное время и во время войны значило многое. Наконец, автор разработал схему автоматического управления работой гидротехнического сооружения.

За этот проект в 1942 году Антону Рожновскому вручили Сталинскую премию «За изобретение ускорителя набора воды в паровозы».

Стоит, однако, отметить, что свой проект он разработал отнюдь не на ровном месте. Ещё в 1906 году русский инженер Павел Иванович Земсков, работавший на строительстве Томской водопроводной системы, начал исследовать проблемы эксплуатации водонапорных построек на железной дороге. Он первым придумал, как модернизировать гидротехническое сооружение, чтобы не утеплять водонапорную башню на зиму. В 1924 году Земсков написал труд, где подробно описал техническое устройство водонапорного сооружения на основании исследований и расчетов.

Отличия башни в Кирове от поздних сооружений – балкон вокруг бака и шпиль наверху. Башни такого образца еще встречаются на железной дороге. По-видимому, построены они были вскоре после ВОВ. Примеры таких башен в депо г. Владимир, и на станции Тихова Пустынь.

Внешний вид башни выглядит завершенным, в отличие от башен поздней постройки без шпиля, ограждения по верху бака и балкона.

Башня была выведена из эксплуатации в 2017 году.

Такие башни замечены на станции Николо-Полома Сев. ж. д., у станции Игра Гор. ж. д. и на станции Занозная Московской дороги.

Галерея

где находится

Прокрутить вверх